Считается, что существует 5 фаз травмы, через которые проходит человек после стомирования.
Хотя далеко не каждый проходит все эти фазы, длительность и глубина этих фаз зависит от некоторых факторов –
природа травмы, избегаемость, ожидаемость и глубина физических страданий.
Первая фаза длится от нескольких дней до нескольких недель после операции. Здесь важен момент ожидаемости или внезапности проведённой операции. Если операция была проведена экстренно, то пациент находится в шоковом состоянии, многие впоследствии говорят о чувстве внутреннего онемения, суженности сознания, много плачут, мысли путаются, человек не может запомнить даже простые вещи.
Некоторые много говорят, возбуждены, высокий уровень тревоги, неспособность сконцентрироваться.
Ситуация усугубляется в том случае, если перед операцией человек не был предупреждён о том, что возможен вывод стомы.
Как говорят некоторые пациенты о пережитом опыте – “Лёг на диагностическую операцию, открыл глаза – на животе страшная дыра, чем то всё замотано, болит, никто ничего не объясняет.”
На этом этапе очень важно присутствие рядом, чувство человеческого тепла, поддержки. Человек должен чувствовать, что он не один.
Нельзя позволять пациенту просто лежать и смотреть в стену. Необходимо подходить к пациенту и разговаривать, дать информационные буклеты, где описано, что такое стома, как с ней жить, как питаться, ограничения. Вопрос первых дней это снижение высокой тревожности, важно не позволить пациенту замкнуться, уйти в себя, делать упор на то, что самое страшное он преодолел, он не одинок, многие через это прошли и живут дальше.
Вторая фаза это фаза повышения активности.
Человек понемногу начинает приводить свою жизнь в порядок, принимать какие то минимальные решения. Человек начинает искать пути выхода. В этот период он многое делает автоматически. Близкие воспринимают этот период как заключительный период восстановления, человек выписывается из больницы. Замораживание чувств сопутствует этому периоду, эмоциональное реагирование откладывается, переживание горя не происходит.
Близкие часто видят, что больной спокоен, выполняет какие то дела по дому, жалоб не высказывает.
Это обманчивое спокойствие может длиться от несколько недель до месяцев. Иногда это замораживание длится годами и, попав на прием к психологу через несколько лет по совершенно другому поводу человек вдруг обнаруживает, что плохой сон, высокая тревожность, плохой аппетит, головные боли и так далее имеют свою основу в операции перенесённой много лет назад.
Третья фаза – это фаза переживаний.
Здесь наконец появляются злость, горевание, проявления депрессии. Пациенты чувствуют себя особенными, отличающимися от людей без стомы, верят, что глубину их переживаний невозможно понять, уходят от контактов, замыкаются в себе. Вопрос осложняется тем, что поскольку тема затрагивает ежедневные гигиенические ритуалы, стомированные люди не могут откровенно поделиться своими переживаниями с окружающими.
Они чувствуют брезгливость к самим себе и уверены в том, что окружающие будут испытывать отвращение к ним, если узнают об их особенности. Людям кажется, что от них исходит неприятный запах, что окружающие чувствуют этот запах, что специальное оборудование заметно под одеждой. Они опасаются, что оборудование может отклеиться, протечь, что из стомы будет выходить воздух, что будет урчание.
Всё это вынуждает стомированного человека ограничить круг общения, многие прекращают работать, заниматься хобби, даже просто выходить из дома.
На этом этапе крайне необходима социально-психологическая адаптация человека.
Работа с чувствами, с принятием образа тела, с расширением перспективы будущего, поиск своего нового места в жизни, переориентация ценностей человека со стомы на ежедневные смыслы, смещение стомы из центра фокуса.
На этом этапе хороша групповая психологическая работа, это не только даст человеку почувствовать себя среди таких же, как он, даст услышать чужие переживания, сравнить их со своими, избавит от одиночества и чувства брезгливости к себе.
Четвёртая фаза это фаза повышения качества жизни.
Жизнь обретает иной смысл, человек раскрывает свои возможности, находит себе применение в жизни, обретает надежду. Жизнь становится более наполненной. Многие пациенты на этой стадии уже способны осознавать, что болезнь не только принесла им вред, но и пользу. Пациенты говорят о том, что болезнь научила их любить себя, заботиться о себе, жить с удовольствием, ценить каждый момент жизни. Люди говорят о том, что научились отличать истинное от ложного. Для них болезнь явилась пробуждающим переживанием, открыв те стороны жизни, которые были до болезни для них закрыты.
В основе психологической травмы стомирования лежат нарушения базовых человеческих потребностей:
- Потребность в безопасности.
- Потребность в доверии.
- Потребность в контроле собственной жизни.
- Потребность в ощущении собственной ценности, высокая самооценка.
- Потребность в близости.
Основные вопросы, которые возникают у пациента после операции:
Что теперь с сексом?
Какую одежду носить?
Если люди узнают о стоме, какая будет их реакция?
Что делать с запахом?
Сможет ли кто-то смотреть на меня без одежды?
Как насчет спорта, путешествий, работы?
Что мне теперь кушать?
Смогу ли я сам научиться себя обслуживать?
А если что-то случится снова?
А если оборудование вдруг отвалится?
А что если оно будет протекать?
Как мне объяснить другим людям, что произошло со мной?
Что теперь с сексом?
Смогу ли я стать матерью?
Если говорить о базовых потребностях, то мы увидим, что человек имеющий угрожающее жизни заболевание и оперативное вмешательство просто не может чувствовать себя в безопасности или испытывать доверие. Чувство предательства тела, или, в некоторых случаях, чувство, что они сами предали, сами “изуродовали” своё тело тем, что не уделяли ему достаточно внимания присутствует постоянным фоном. Ощущение предательства тела, предательства жизни, или даже Бога.
Мы чувствуем себя в безопасности, когда мы способны контролировать свою жизнь. Мы строим планы, стараемся их придерживаться. Мы делаем “хорошие” с наше точки зрения вещи и не делаем “плохие”. И мы свято верим, что если я буду всё делать правильно, то со мной ничего не случится плохого. Мы не совершаем плохих поступков, принимаем витамины и даже не курим сигареты, но плохое с нами всё же случается. Мы начинаем чувствовать свою уязвимость. Со мной может всякое случиться.
Это чувство захватывает, лишая чувства контроля над собственно жизнью, создавая ощущение беспомощности.
Именно возврат ощущения контроля над собственно жизнью является одной из целей психотерапевтической работы.
Многие пациенты, особенно мужчины, настолько чувствуют себя беспомощными, что даже отказываются ходить без поддержки. Именно чувство полной неспособности контролировать своё тело, не способность управлять даже процессом испражнений, что может делать даже маленький ребёнок, вынуждает человека регрессировать до уровня полной беспомощности младенца. Ощущение тотальной инвалидизации, отсутствие контроля над своим телом, чувство полной зависимости от окружающих.
На этом этапе очень важна работа с близкими, с семьёй пациента. Близкие испытывают сострадание, жалеют больного и стараются оградить его от выполнения даже элементарных функций по самообслуживанию. Они начинают обслуживать пациента как инвалида, что ещё больше заставляет человека утвердиться в своей беспомощности. Это тот момент, когда жалость убивает.
Возврат навыков самообслуживания, выполнение домашних обязанностей, возврат на работу, активная подвижная жизнь – вот что даёт силы на успешную адаптацию.
Некоторые заболевания, болезнь Крона, аутоимунные заболевания, неспецифические колиты до сих пор имеют неясную этиологию. Это усугубляет чувство отсутствия контроля над ситуацией. Если человек промочил ноги и получил на следующий день ангину, то он понимает причину и следствие. В случае перечисленных выше заболеваний причинно-следственные связи не видны. В данном случае, выходом может быть убеждение, что, несмотря на то, что ты не можешь контролировать развитие болезни, ты можешь контролировать события своей жизни и свою реакцию на эти события.
Нахождение ответов на поставленные вопросы так же даёт ощущение возврата контроля. Возврат контроля над собой, своим телом и событиями своей жизни позволит чувствовать себя в большей безопасности и вернёт доверие, что позволит быть более открытым и не замыкаться в себе.
Следующий важный момент это самооценка. Основной влияющий на неё фактор это фактор нашей ценности для окружающих. Люди с хроническими тяжелыми заболеваниями часто чувствуют, что их ценность для окружающих низка. Какой я работник – я постоянно на больничном. Какой я муж – я не могу поднять ребёнка. Какая я мать, на мои лекарства уходит большая часть семейного бюджета. И так далее. Эти мысли способствуют возникновению чувства вины, своей никчемности, бесполезности для окружающих.
Одним из важных вопросов который задают люди после стомирования – смогут ли меня принять окружающие. Потребность в близости – одна из базовых потребностей. Человек со стомой даже имея любящую семью и друзей может чувствовать себя одиноким.
Особенно чувство одиночества, изолированности сильно сразу после операции, когда пациент отказывается от общения и предпочитает погрузиться в свои переживания.
Значительно снижает самооценку чувство непринятия своего нового облика тела. Многие пациенты не могут даже смотреть на свой живот. Не принимая себя самого человек думает, что окружающие тоже не способны будут принять его изменившегося. Своё чувство брезгливости к себе человек переносит на окружающих и начинает думать, что даже любящие его люди испытывают к нему брезгливость. Это влияет и на добровольный отказ стомированных от интимной жизни.
Опрос показал, что человек со стомой считая себя сексуально непривлекательным, самостоятельно принимает решение об отказе от секса, в то время как их партнёры не считают, что наличие стомы как то повлияло на их сексуальную привлекательность и по-прежнему остаются готовыми и открытыми к интимным отношениям.
Отказ от сексуальных отношений рушит супружеские отношения в семье, так как партнёры стомированных людей начинают чувствовать себя ненужными и не привлекательными.
Это всё накладывается на уже имеющееся чувства страха, растерянности и беспомощности близких стомированного человека. Близкие и сами переживают стресс, столкнувшись с тем, о чем они никогда ранее не слышали и не были к этому готовы.
Если стомированный мужчина, то его жена может испытывать страх будущего, ощущение невозможности справиться с ситуацией, ощущение огромной ответственности за мужа и семью.
Зачастую, люди начинают идеализировать свою жизнь до операции. Они забывают негативное и помнят только идеальную картинку. Искаженная картинка прошлого мешает проживанию реального настоящего. Бывает так, что через некоторое время после операции семья распадается. Часто стомированный человек обвиняет супруга, считая, что супруг оставил его из-за стомы. При этом человек забывает, что отношения в их семье были очень напряженными задолго до операции.
Возвращаясь к перечисленным выше фазам переживания травмы стомирования необходимо отметить, что целью психокоррекционной, терапевтической работы является фаза номер три.
Человек должен выйти из состояния эмоционального онемения и отреагировать свои чувства. Человек должен признать и быть способным выразить страх, боль, злость, отчаяние. Иначе он просто не сможет двигаться дальше, замкнется в себе и потеряет смысл существования.
Стадии психологической адаптации к жизни со стомой.

Автор темы
ЮлияВ
, 23 Nov 2011 - 17:05
Стадии психологической адаптации к жизни со стомой.
В теме одно сообщение
#1
Отправлено 23 Nov 2011 - 17:05
#2
Отправлено 20 Sep 2013 - 18:59
Сколько буковок, и даже тут описана проблема внимания и любви. Проблемы с любовью есть у всех, это не зависит от вашего социального положения, здоровья или внешности. Они просто есть и от них никуда не деться.
#3
Отправлено 17 May 2023 - 15:54
Наверное это здорово, что есть такой сайт. Мне ещё только предстои это все испытать:лучевую, химию и без операц и с выводом колостомы не обойдётся, а сил моральных уже нет. Сейчас нашла этот сайт и думаю какие всё же молодцы те кто не только не пал духом, но и находит силы для знакомства, хотя меня пока больше сейчас интересует просто общение, для поддержания духа и что бы не раскиснуть, а то у меня уже желание бросить всё ещё толком не начав лечения и просто ждать этой жуткой мучительной смерти,и всё чаще думаю о том что у нас нет автоназии, возможно это был бы не самый плохой выход в такой ситуации и с таким упадническим настроем как у меня
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных